Чистый понедельник на Руси
Что же такое Чистый понедельник и что собирали в этот праздник? Говорят, что историческое колесо назад не повернуть. Ведь современную масленичную неделю на Руси отмечали после Сырной, то есть первая неделя Великого поста.
В этот день самым ранним утром мальчики всей деревни с метлами и ухватами обхаживали дворы крестьян.
Чистый понедельник — период очищения, значит, необходимо было сделать большую уборку в жилище и очиститься самому, сходить в баню. Сельчане образовывали толпы и ходили по домам, чтобы проверить насколько тщательна проходит уборка, а если возникли трудности, то и помочь с работой. Помощь их состояла в том, чтобы собрать все черепки и косточки, доесть и допить все пиршество стола, чтобы полностью очистить всю посуду. Большим грехом являлось доедать масленичную еду в других местах, поэтому её давали на корм скоту, откуда и образовалось наименование – Козья Масленица. В этот день они готовили выпечки из оставшегося блинного теста из муки пшеницы и гречки, которые называли туженниками.
Существовало множество забав, связанные с едой. Например, кулачные бои, где они выколачивали лепешки или блины. Очень интересная забава, называемая «догонялки», где юноши с громким визгом догоняли юных девиц и опрокидывали их в какой-то сугроб или уже заранее вырытую яму из снега, крича, что черепки следует убирать.
Именно в Чистый понедельник позволялось подкарауливать красных девиц на улице, осыпать их снегом, закапывать и даже катать.Данное действие имел смысл «посолить, чтобы не портилось».
Существовал также интересный обряд, связанный с молодоженами, который был направлен на хороший льняной урожай. Действие состояло в том: все на досках, заимствованные от прялок, катались с горы вниз, при этом чем дальше и дольше был процесс, тем чище и лучше будут растения. Вычисляли чемпионку и славили её.
Следующая забавная потеха, связанная с прялками: бабки, сажали на санки мужика или одетого с бородой юношу и давали ему в руки остальные части прялки, заставив его начинать прясть, затем с громкими песнями и веселыми смешками катали его по всему селу.
На севере Руси народ собирал все черепки в повозку и увозил за околицу, где их сжигали на костре. В некоторых местах запряженного в сани коня, наряжали в штаны, вешали по кругу маленькие колокольчики, а на санях сидела ребятня и женщина в выряженном наряде, которая весь закат катала их по селу для лучшего роста шелка. Процесс, при котором надевали лошадь в штаны, происходил после принятия бани, и означал конец интимных отношений супругов до пасхального праздника.
Добавить комментарий